Баженов Василий Иванович [1737, село Дольское Калужской губернии (по другим сведениям, 1738, Москва) — 1799, Петербург], архитектор, график. Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Московский университет, в 1756 перевёлся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С.И. Чевакинского. В 1758—60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.В. Валлен-Деламота. В 1760—62 как пенсионер Академии художеств — в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762—64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 её вице-президент. В 1767—92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлёвского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращённого к Москве-реке, за линию кремлёвских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, строительство остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная церковь «Всех Скорбящих Радости» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры XVII в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774—75, известны по рисункам М.Ф. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н.И. Новикову. Среди графических работ Баженова — панорама Царицына (тушь, акварель, перо, кисть, 1776, ГНИМА). Именем Баженова в 1965 названа бывшая Крестьянская улица в Царицыне.
Казаков Матвей Фёдорович (1738, Москва — 1812, Рязань), архитектор, один из основоположников классицизма в московской архитектуре конца XVIII в. В 1751—60 учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. С 1768 первый помощник В.И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в 1768—73 участвовал в проектировании и закладке Большого Кремлёвского дворца, в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в формах и декоре которых соединены мотивы средневековой крепостной, готической, древнерусской архитектуры, использованные Казаковым также в наружной отделке живописного ансамбля Петровского дворца; в 1789—93 при перестройке дворца в Царицыне Казаков вновь обратился к готическим мотивам наряду со свободно трактованными ордерными формами. В 1775 утверждён в звании архитектора. В большинстве своих работ — сторонник строгих классицистических форм, чётких и ясных, пластически выразительных объёмов; излюбленное Казаковым сочетание центрального колонного портика и купола над средним залом-ротондой придаёт его монументальным постройкам гармоническую законченность, возвышенность и величие архитектурного образа. Широтой градостроительного мышления и рационализмом планировки отличаются работы Казакова, определившие масштабы и характер застройки Москвы конца XVIII — начала XIX вв.: монументальное здание Сената, связанное возвышающимся над стенами Кремля куполом с пространством Красной площади; ансамбли Московского университета, Голицынской больницы; усадьба Барышниковых. Казаков создал многочисленные дома-усадьбы, в которых фасад с высоким цоколем и колонным портиком строился по красной линии, формируя перспективу улицы (в том числе усадьбы Демидова и Губина). Пространственная и пластическая цельность отделки интерьеров достигалась Казаковым введением большого ордера (Колонный зал Благородного собрания), скульптуры (Сенат, университет), лепного и живописного декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова). Выразительной пластикой форм выделяются церкви-ротонды Казакова — Церковь Филиппа Митрополита, Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Одна из последних работ Казакова — Павловская больница. В 1800—04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии альбомов наиболее значительных архитектурных зданий, построенных по его собственным проектам и проектам других зодчих. Автор многих графических работ — архитектурных чертежей, офортов, рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—75), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; оба — в ГНИМА) и др. Казаков организовал архитектурную школу при Экспедиции кремлёвского строения; ученики — И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, М.М. Казаков, Р.Р. Казаков и др. Именем Казакова в 1939 названа бывшая Гороховская улица.
Бове Осип Иванович (1784, Петербург — 1834, Москва), архитектор. Сын живописца Винченцо Джованни Бова, выходца из Италии. С 1790 жил в Москве. В 1802—07 обучался в архитектурной школе Экспедиции Кремлёвского строения, с 1807 работал помощником М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. В 1809—12 архитекторский помощник в штате Экспедиции. Во время Отечественной войны 1812 корнет Московского гусарского полка. С 1813 в комиссии для строений г. Москвы по 4-му участку (Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская, Новинская части), активно участвовал в восстановлении и реконструкции города, с 1814 возглавлял работу этой комиссии «по фасадической части». Бове создал многочисленные «типовые проекты» жилых домов, на основе которых складывался облик регулярной жилой застройки и возник тип московского особняка первой трети XIX в. с присущими ему простотой, лаконичной выразительностью форм, особым сочетанием парадной представительности и интимности, уюта (из осуществлённых проектов Бове наиболее известен дом С. Гагарина на Новинском бульваре, 1817; утрачен в 1941). В 1816—22 Бове восстанавливал башни Кремля. С 1819 начальник 3-го разряда Мастерской команды по гражданской архитектуре, руководившей в Москве государственным строительством. Спроектировал ряд архитектурных ансамблей, превративших городской центр Москвы в целостную архитектурно-пространственную зону, где рациональные принципы планировки классицизма согласовывались с исторически сложившейся структурой города: Торговые ряды (1814—15, не сохранились) на Красной площади и план её реконструкции; первая в Москве регулярная Театральная площадь с Большим и Малым театрами, устройство Александровского сада (1819—22), декоративная отделка Манежа (1824—25). Сооружённые по проектам Бове крупные общественные здания имели большое градостроительное значение: Первая градская больница на Большой Калужской, Екатерининская больница у Петровских ворот, Триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812. Наиболее известные церковные постройки Бове — церковь Богоматери «Всех Скорбящих Радости», Троицкий собор Данилова монастыря (1833—38). Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Тон Константин Андреевич (1794, Петербург — 1881), архитектор, академик петербургской Академии художеств (1830). Обучение архитектуре начал в 1803 в петербургской Академии художеств, в 1815—19 работал в Комитете для строений и гидравлических работ. В 1819—28 находился в заграничной командировке, в Риме занимался проектированием в «античном стиле». С 1830 академик петербургской Академии художеств. Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840—60-х гг. В 1832 представил проект, а с 1839 возглавил строительство храма Христа Спасителя (освящён в 1883). В 1837 в составе группы московских мастеров ему было поручено составление проектов Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, в которых композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь с национальным прошлым — древними храмами и дворцами Кремля (живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII в.). По проекту Тона сооружена колокольня Симонова монастыря (заложена в 1835; к излучине Москвы-реки вынесена по проекту Н.Е. Тюрина). Вариантом композиционного типа кремлёвских построек стало здание Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве (1845—52), с равномерным членением стен измельчёнными декоративными деталями — арочками, колонками, гирьками. В стиле классицизма Тон построил здание Малого театра (1840) и Инвалидный дом в Измайлове. В московских постройках наиболее активно проявились стилевые и конструктивные поиски Тона, определившие масштаб его творчества как одного из крупнейших архитекторов середины XIX в.
Шехтель Фёдор Осипович (1859, Саратов - 1926, Москва), архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. В 1876-77 учился в МУЖВЗ, где затем преподавал в 1898-1926. Председатель Московского архитектурного общества (1906-22). До конца 1880-х гг. активно занимался сценографией. Архитектурную деятельность начинал помощником московских архитекторов А.С. Каминского и К.В. Терского; с середины 1880-х гг. проектировал усадьбы в Московской, Ярославской и Рязанской губерниях, создавал проекты интерьеров московских особняков, однако право на производство работ получил только в 1893, в период строительства особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке. Шехтель свободно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства, а также и в других исторических стилях архитектуры (египетском, мавританском, рококо и т.д.). Из проектов в "русском стиле" наиболее примечательны Народный дом (1897), деревянный театр в Сокольниках, типовой деревянный народный театр. Через "готический стиль" особняков, дач, усадебных домов Шехтель вышел к новой объёмно-пространственной системе открытой и динамичной "всефасадности" с расчётом на круговое восприятие, сделав тем самым важный шаг к усвоению архитектурных принципов стиля модерн. Виртуозность планировки проявилась в композиции собственного дома Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896); найденный им принцип построения здания "изнутри наружу" получил последовательное продолжение в доме Рябушинского на Малой Никитской и в доме Дерожинской в Штатном (Кропоткинском) переулке. Принцип свободной компоновки пространственных зон, усиленный живописно-подвижным характером форм в таких элементах, как лестницы, окна, камины, световые контрасты и цветовая насыщенность, стали определяющими для интерьеров его построек. Выразительной образной характеристикой отличаются здание Товарищества А.А. Левенсон в Трёхпрудном переулке и здание МХТ, перестроенное из бывшего театра Лианозова. В неорусском стиле выполнены проект Народного дома (1902), Ярославский вокзал (1902-04), собственная дача в Кунцеве (1905) и дача Левенсона. Неповторимым в проектах Шехтеля было сочетание практичности и утилитарных функций с эмоциональной приподнятостью выражения в собственно архитектурных массах и деталях. В торгово-банковских сооружениях второй половины 1900-х гг. художественно переосмысленными предстали каркасные металло-кирпичные конструкции. С начала 1910-х гг. в творчестве Шехтеля проявилась ретроспективная тяга к классике (собственный дом на Большой Садовой улице, 1909; выставочное здание в Камергерском переулке, 1914) и др. Похоронен на Ваганьковском кладбище.